Раифа

Раифский Богородицкий монастырь — крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской православной церкви. Расположен на берегу живописного озера в заповедном лесу в 30 километрах от Казани. Рядом находится Дендрологический парк Волжско-Камского природного заповедника.

Справочная информация:
422523, Россия, Татарстан,
Зеленодольский район, поселок Раифа,
Раифский монастырь.
Тел.: +7 (84371) 3-47-59, 3-47-07
Факс: +7 (843) 266-83-71
E-mail: raifa@raifa.ru
www.raifa.ru

Проживание и питание: на территории Раифского монастыря открыта гостиница «Дом паломника». Тел.: +7 (84371) 3-48-77, 3-48-78.

Как добраться?
Раифа находится на расстоянии примерно 30 километров от Казани недалеко от трассы Казань – Йошкар-Ола, между Казанью и Зеленодольском.

Раифский монастырь

Автомобильный транспорт. Из Казани выехать в сторону Москвы, на двухуровневой развязке после границы Казани проследовать прямо в сторону Зеленодольска, затем свернуть по указателю направо. Дорога на автомобиле из Казани занимает около 20–30 минут. Следуя со стороны Москвы по М-7, на развязке перед Казанью повернуть направо, в сторону Зеленодольска – Йошкар-Олы и далее следовать вышеописанному маршруту.

Туристические автобусы. Многочисленные экскурсии из Казани организуют казанские туроператоры.

Можно самостоятельно доехать на автобусе: от площади у ЦУМа, рядом с железнодорожным вокзалом Казани, ежедневно отправляются рейсы до Кульбашей и Уразлы, они проходят через Раифский монастырь.

Осмотр Раифы в зависимости от выбранной вами программы займёт от получаса (пешая обзорная экскурсия без посещения храмов) до трех часов. Также вы можете принять участие в службах.

Историческая справка

Раифский монастырь получил свое название в честь убитых в IV веке в местечке Раифа недалеко от Синайской горы христианских мучеников-монахов, которые были причислены православной церковью к лику святых.

Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Филарета была Москва. После смерти родителей он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Однако желая найти более уединенное место для монашеского подвига, он оставляет Москву и в 1613 году оказывается в Казани, где поступает в число братии Казанского Спасо-Преображенского монастыря, основанного еще в 1556 году по велению Ивана Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе.

В том же году он оставляет монастырь селится в хижине-келье на берегу озера, в местах, обжитых язычниками черемисами. Постепенно рядом с ним стали селиться другие монахи и возникло братство, вскоре построившее часовню.

В 1661 году к митрополиту казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства просили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Архиерей исполнил желание Раифской братии. В 1662 г. начались строительные работы.

После освящения первой построенной деревянной церкви во имя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца, это место стали именовать обителью. Одновременно возводилась стена вокруг монастыря с двумя надвратными церквями. Несколько позднее была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, так как митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери (известно, что этот храм был освящен еще до 1670 года). Он избрал одного из лучших казанских иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, повелев снять точный список с Грузинской иконы Божией Матери, который вскоре и был доставлен в обитель крестным ходом самим митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа.

История этой удивительной чудотворной иконы следующая. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону, и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование.

Уже к середине XVII века Грузинская икона почиталась как чудотворная. Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича ее носили по разным городам России, например в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие, крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. В 1698 году было постановлено каждый год этот образ приносить в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузин- ской Божией Матери.

Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной. Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор грузинская икона Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города. Затем жителям Свияжска дозволялось брать чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. И по сей день чудом спасенная в лихие годы Грузинская икона остается главной святыней Раифского монастыря.

На протяжении XVII–XIX вв. Раифский монастырь разрастался и отстраивался, появилась каменная ограда с башнями, новые каменные храмы…

Одним из последних строений Раифской пустыни является колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901 г.).

По преданию, настоятель монастыря игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к нему, он, благословив их, спрашивает девочку:

— Как тебя зовут?
Та отвечает: — «Мася»
— Сколько тебе лет?
Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырех лет.
— Ну, хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?
— Штрой (т.е. строй).
— Спаси тебя Господи, деточка, — сказал отец игумен и возвратился в обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. На следующий день из Казани нему приехал М. Т. Атлашкин и говорит:
— Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич — один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.
На что игумен ответил
— Спаси вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.
— Ну вот и слава Богу, — ответил Михаил Тимофеевич, — так я вам сегодня же начну перевозить кирпич.

При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине XVIII века — 30 человек, в 1764 году — 25 человек, в 1833 году — 35 человек, в 1880 году — 42 человека, в 2001 году — 60 человек.

Революционные события начала XX века не обошли стороной и Раифу. Спасли обитель от полного разрушения, практиковавшегося в то время в отношении храмов и монастырей, профессора Казанского университета. В 1919 году при университете был основан лесной факультет и ему была передана Раифская обитель с ее лесами.

С весны 1919 года вернувшиеся после первой попытки закрытия обители в 1918 году монахи возобновили богослужения в двух храмах, но часть зданий осталась за лесным факультетом.

23 января 1930 года ГПУ произвело аресты тех монахов Раифской пустыни, кто не вошел в общину и жил по окрестным селам. После одного из богослужений при выходе из храма были арестованы остальные монахи, всех их в тот же день вывезли в Казань, где посадили в тюрьму. Через месяц, 20 февраля был вынесен приговор тройки. По нему было расстреляно шесть насельников обители: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр Тупицын и двое мирян — Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Еще восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян было приговорено к 5 годам концлагеря или высылке в Севкрай. В 1997 году, 6 апреля, в день расстрела 5 монахов и послушника состоялась канонизация Преподобно-мучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра.

После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий православная жизнь в Раифе на долгие десятилетия оборвалась. Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и все, что не представляло материальной ценности, сожгли. Предметы церковного обихода и утварь разграбили. В сентябре 1933 года здесь была организована Раифская трудовая коммуна — колония ОГПУ ТатССР, и в храмах и братских корпусах расположились производственные мастерские, клуб и столовая.
В 1991 году Раифский монастырь был возвращен верующим. Сегодняшнее процветание монастыря заслуженно связывают с именем игумена Всеволода, за короткие сроки добившегося возрождения обители.

Прогулка по Раифе

Оставив машину на автостоянке перед монастырским комплексом и пройдя по направлению ко входу в обитель, слева от монастыря мы увидим недавно построенный комплекс Дома паломника. Здесь же находятся сувенирные лавки и небольшая выставка посвященная флоре и фауне этих мест. На площадке перед входом в монастырь зачастую проходят импровизированные вернисажи местных живописцев. Если обогнуть монастырские стены слева можно пройтись по прекрасной тенистой аллее вдоль озера. В праздник Крещения на Раифском озере вырубается купель, украшают ее высеченные изо льда свечи, башенки, арки. По местной легенде, в озере не квакают лягушки, после того, как один из монахов попросил их не отвлекать его от молитвы.

В сам монастырь можно попасть через святые врата с высокой колокольней с церковью Михаила Архангела. Монастырская ограда с башенками придает Раифе вид древнего Кремля. Во дворе установлены солнечные часы. Слева — некрополь, справа — спроектированный в стиле классицизма известным казанским архитектором М. П. Коринфским собор в честь Грузинской иконы Божией Матери, построенный в 1842 году. Далее слева по центральной аллее — Церковь во имя Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных, постройки начала XVIII века, за ней в монастырской стене небольшая Церковь во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»(1794 г.), напротив — собор во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1910 году. Слева виден примыкающий к стене братский корпус постройки XVII–XVIII веков. Замыкает аллею часовня над святым источником, в котором можно набрать воды. Кроме этого на территории расположены еще несколько братских корпусов. Летом территория монастыря превращается в цветущий сад — все свободные от построек пространства засаживаются яркими цветами и радуют глаз.

Ныне Раифа переживает новую пору своего расцвета. Монастырь известен своей активной общественно-церковной и социальной деятельностью, в обители действуют детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. В приюте проживает и обучается более 30 детей. Раифский монастырь является известным центром паломничества как простых верующих, так и именитых общественных и политических деятелей, представителей культуры. В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из действующих монастырей Казанской епархии.