БолгарРуины столицы одного из крупнейших средневековых государств Восточной Европы — города Болгара находятся на расстоянии 180 километров от Казани. Справочная информация: Административный статус: город Болгар, административный центр Спасского муниципального района Республики Татарстан. Справки: Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник 422840, РТ г. Болгар, ул. Назаровых, 67. Контактный телефон: +7 (84347) 3-94-14 — экскурсионное обслуживание. Е-mail: infotdel08@mail.ru, bulgar2003@mail.ru. www.bolgar.info Как добраться: 1. Экскурсионный центр г. Казани, +7 (927) 033-11-33, www.gokazan.ru. Экскурсионные автобусы казанских турфирм. 2. Летом можно отправиться в путешествие на речном транспорте из казанского речного порта, время в пути судна типа «Метеор» — около двух часов в одну сторону, расписание движения следует уточнять в справочной службе казанского речного порта. 3. Если Вы решите путешествовать на личном автомобиле, то ехать следует по трассе Казань – Оренбург, переехав мост через Каму, повернуть направо, и далее следовать дорожным указателям. Время в пути на автомобиле — 2,5–3 часа. Территория музея-заповедника, на которой сосредоточены исторические памятники находится рядом с современным городом Болгаром — районным центром Спасского района Республики Татарстан. Если вы ограничены во времени, учитывая достаточно большую площадь Болгарского музея-заповедника, мы рекомендуем воспользоваться услугами музейных гидов, предлагающих самые разнообразные программы. При планировании посещения рассчитывайте, что посещение Болгар и его достопримечательностей займет весь день. Если времени у вас немного, рекомендуем кроме экспозиции музея осмотреть руины Соборной мечети с минаретом и Черную палату т.к. эти памятники находятся на относительно небольшом расстоянии, их пеший самостоятельный осмотр займет не более 1,5–2 часов. Питание: кафе «Болгар» — тел. +7 (84347) 3-01-43. Проживание и питание: ресторанно-гостиничный комплекс «Регина» тел. +7 (84347) 3-10-45, 3-10-46; мотель «Эдем», тел. +7 (84347) 3-98-97. Историческая справка: Город Болгар, на протяжении X-XV вв. определявший исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья, Волжской Булгарии и Золотой Орды, является одним из интереснейших памятников России и Татарстана. Болгар сыграл огромную роль в истории всего региона Восточной Европы. Ремеслен-ные навыки, накопленные мастерами Болгара, изделия, изготовленные ими, были широко распространены по всему Волго-Камью. На обрывистом левом берегу широкой полноводной Волги издалека виднеются белокаменные сооружения, сохранившиеся от некогда большого многолюдного города Болгара, Болгара Великого из русских летописей, свидетельствующих о его былом величии. Это священное для всех татар место, место поклонения и паломничества мусульман, стремящихся прикоснуться к святыням, место, овеянное легендами и связанное с историческими фактами. Именно здесь, в Болгаре, заложены основы государственности нынешних татар, именно здесь, в столице Волжской Булгарии, в 922 г. болгары официально принимают ислам и связывают свою судьбу с культурой исламского мира. В X в. здесь чеканится монета — символ нового государства. Уступив в XII в. место столичного города Биляру, захваченный и сожженный в 1236 г. монголами, Болгар в середине XIII в. возрождается и становится важнейшим городским пунктом нового государства, одной из столиц Золотой Орды. Здесь, еще в XIV в., на два века раньше, чем в Западной Европе, начинается производство чугуна. Появляются монументальные архитектурные сооружения — дворцовые постройки, усадьбы феодальной знати, караван-сараи, соборные и квартальные мечети, мектебе и медресе, общественные бани, мавзолеи и другие здания. В конце XIV – начале XV вв. город значительно разрастается и окружается линией укреплений, включающих валы, рвы, деревянные стены и башни. В XIV в. стремительно развивались ремесла, оживленной была внутренняя и внешняя торговля. В Болгаре этого времени мы находим крупные гончарные мастерские, позволяющие выпускать разнообразную керамическую продукцию: от огромных корчаг и водопроводных труб до тончайших кружек и чашек. Тарная булгарская керамика, в которой перевозили и держали зерно и масло, встречается в культурных слоях древних русских городов. Болгар выдвинул целую плеяду писателей, поэтов и ученых, оказавших заметное влияние на культуру всего мусульманского мира. До наших дней сохранились имена ритора и врача Ахмеда аль-Булгари, богослова и философа Ибн-Идриса аль-Булгари. Поэма Кул Гали «Кысса-и Йусуф» до наших дней остается классикой татарской и мировой литературы. Город Болгар, насчитывающий более чем 500-летнюю историю, как политический и экономический центр края перестал существовать после разрушения в 1431 г. «…И бысть Казань стольный град» — записала годом позже русская летопись». Болгар становится только местом поклонения мусульманским святыням. В XVIII в. в целях христианизации края, борьбы с паломничеством на территории городища основан христианский пра- вославный монастырь, вокруг которого появилось село Успенское, переименованное в начале ХХ века в село Болгары. В 1722 г., отправляясь в Персидский поход, Петр I останавливался в Болгаре. Его летописцы пишут, что он ходил по городищу, осматривал памятники, распорядился собрать намогильные плиты и сделать переводы арабских надписей. Из Астрахани он отправляет Казанскому губернатору А. П. Салтыкову письмо-указ: «Господин губернатор! В бытность нашу в Булгаре видели мы, что у старинного булгарского строения башни (или колокольни) фундамент испортился, и оный подлежит подделать вновь. Того ради пошлите туда ныне человек двенадцать или пятнадцать каменщиков с их инструментами и несколько бочек извести, а камня там старого довольно много есть, также и места старые по времени велите чинить. Подлинный его императорского величества за предписанием собственные его величества руки, тако: Петр. Из Астрахани во 2 день июля 1722 г.». Распоряжение Петра I о Болгарах, один из первых документов об охране исторических памятников в России, перестали выполнять сразу же после его смерти. В 1732–34 гг. на средства богатого казанского купца И. А. Михляева в центре городища, рядом с Соборной мечетью, была сооружена для монастыря каменная церковь «Во имя Успения Богоматери». В 1767 г. Екатерина II во время путешествия по Волге посетила и осмотрела «оставшие разоренные великие каменного и хитрого здания городы и прочих строений». В XVIII в. Российская академия наук организовала две научные экспедиции на территории Казанской губернии. В XIX в. историей болгарского народа занимаются татарские ученые-просветители: Ш. Марджани, Х. Файзханов. Книга Ш. Марджани «Полезные сведения о Болгаре и Казани» не теряет своего научного значения до сих пор. Археологическое изучение Болгарского городища началось в 1864 году. В 1877 г. в связи с предстоящим IV Археологическим съездом, по инициативе Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете в Болгарах в здании Черной палаты был открыт музей, где были собраны архитектурные детали, надгробные камни. В 1919 г. в Болгары была организована большая комплексная экспедиция под руководством И. Э. Грабаря. С 1938 г. проводится глубокая целенаправленная и систематическая работа по изучению городища под руководством А. П. Смирнова основоположника булгароведения, автора многочисленных работ, воспитателя нескольких поколений археологов. С 1954 г. Болгарский комплекс является объектом систематических историко-архитектурных исследований, а с 1960-х гг. по настоящее время и работ по реставрации и консервации памятников. Созданный в 1969 г., Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник является основным организатором археологических раскопок на территории городища. В работах принимают участие археологи Института истории Академии наук Татарстана, Института археологии Российской Академии наук, Государственного исторического музея и самого заповедника. Раскопки Болгара, проводимые уже более 70 лет, дали удивительный материал, открывший культуру, сформировавшуюся в одном из узловых пунктов мировой истории, на перекрестке путей, где встречаются страны и народы, различные по своей культуре, образу жизни и взглядам на мир, но единые в стремлении к контакту и сотрудничеству. Архитектурные памятники Болгарского городища дополняются природно-историческими ландшафтами, связанными с историей болгарского народа. Много веков приходят люди к колодцу Габдрахмана, который находится в устье Иерусалимского оврага, у живописного берега Волги, богатого родниками. Он связан с легендой, рассказывающей о принятии булгарами ислама. В настоящее время на этом месте расположен комплекс «Колодец святого Габдрахмана», любой, кто приходит к колодцу, может попробовать чистую родниковую воду. Одним из живописнейших мест близ города Болгара является озеро Рабиги. Существует несколько легенд, связываю- щих появление этого озера с историей древних булгар. В одной из них рассказывается о булгарском хане и его дочери Рабиге. Мусульмане почитают это озеро святым и приходят к нему молиться. Ежегодно музей-заповедник посещают десятки тысяч туристов и паломников. Стало традицией проведение здесь национальных праздников и различных мероприятий, в том числе и международных. С 1989 г. ежегодно на Болгарском городище отмечается очередная годовщина принятия булгарами ислама. Кульминация праздника — намаз в Соборной мечети. За более чем 20 лет проведения торжественных мероприятий количество участников увеличилось с 3 до 50 тысяч в 2011 г. Для удобства размещения гостей праздника предлагаются услуги палаточного городка. Для посетителей Болгарский музей-заповедник предлагает следующие маршруты: Экскурсионный маршрут «Болгарский заповедник — музей под открытым небом»: 1. Экскурсию по центральному комплексу Болгарского городища с осмотром памятников архитектуры XII–XIV вв.: Соборной мечети, Большого минарета, Северного мавзолея, выставки эпиграфических памятников XIII–XIV вв., Восточного мавзолея, памятника архитектуры русского культового зодчества XVIII в. — церкви Успения Пресвятой Богородицы, археологического раскопа кирпично-каменного здания XIII–XIV вв. 2. Экскурсию по Болгарскому городищу с осмотром памятников архитектуры XIII–XIV вв.: Восточной палаты (Ханской бани), Малого минарета и Ханской усыпальницы, Белой палаты, Черной палаты. 3. Осмотр строящихся объектов: памятного знака в честь принятия ислама, Музея болгарской цивилизации с функцией речного вокзала. 4. Экскурсию по южной части Болгарского городища с посещением и осмотром: Малого городка, памятника архитектуры XIV в., оборонительных сооружений XIV в., реконструкции проездных ворот, комплекса Музея хлеба. 5. Экскурсию в краеведческий музей. Экскурсионная программа (пешеходная с использованием автобуса) рассчитана на 2,5 часа и завершается посещением торговой лавки «Болгарский сувенир». Экскурсионный маршрут «Легенды древнего Болгара»: 1. Экскурсию по центральному комплексу Болгарского городища с осмотром памятников архитектуры XII–XIV вв: Соборной мечети, Большого минарета, Северного мавзолея, выставки эпиграфических памятников XIII–XIV вв., Восточного мавзолея, памятника архитектуры русского культового зодчества XVIII в. — церкви Успения Пресвятой Богородицы, археологического раскопа кирпично-каменного здания XIII–XIV вв. 2. Экскурсию по Болгарскому городищу с осмотром памятников архитектуры XIII–XIV вв.: Восточной палаты (Ханской бани), Малого минарета и Ханской усыпальницы, Белой палаты, Черной палаты. 3. Осмотр строящихся объектов: памятного знака в честь принятия ислама, Музея болгарской цивилизации с функцией речного вокзала. 4. Экскурсию по южной части Болгарского городища с посещением и осмотром: Малого городка, памятника архитектуры XIV в., оборонительных сооружений XIV в., реконструкции южных проездных ворот, комплекса Музея хлеба. 5. Экскурсии на природно-исторический ландшафт «Колодец святого Габдрахмана» и «Озеро святой Рабиги». Экскурсионная программа маршрута «Две религии на одной земле»: 1. Экскурсию по центральному комплексу Болгарского городища с осмотром памятников архитектуры XII–XIV вв: Соборной мечети, Большого минарета, Северного мавзолея, выставки эпиграфических памятников XIII–XIV вв., Восточного мавзолея, памятника архитектуры русского культового зодчества XVIII в. — церкви Успения Пресвятой Богородицы, археологического раскопа кирпично-каменного здания XIII–XIV вв. 2. Экскурсию по Болгарскому городищу с осмотром памятников архитектуры XIII–XIV вв.: Восточной палаты (Ханской бани), Малого минарета и Ханской усыпальницы, Белой палаты, Черной палаты. 3. Осмотр строящихся объектов: памятного знака в честь принятия ислама, Музея булгарской цивилизации с функцией речного вокзала. 4. Экскурсию по южной части Болгарского городища с посещением и осмотром: Малого городка, памятника архитектуры XIV в., оборонительных сооружений XIV в., реконструкции проездных ворот, комплекса Музея хлеба. 5. Посещение действующей Свято-Аврааминской церкви. 6. Посещение колодца Святого Авраамия. Наряду с культурно-познавательным туризмом развивается событийный туризм: Ежегодно проходят традиционные мероприятия «Изге Болгар джиены» — годовщина принятия ислама Волжскими булгарами. Прогулка по Болгарскому городищу В настоящее время на месте средневекового города находятся село Болгары и обширное Болгарское городище X–XV вв. с сохранившимися остатками укреплений в виде осевшего вала и заплывшего рва, окружавших его территорию с юга, запада и востока в XIV–XV вв. Возвышаются поднятые из руин самые северные в мире монументальные сооружения мусульманского зодчества середины XIII–XIV вв. С реализацией программы возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, реализуемой под руководством первого Президента Татарстана М. Ш. Шаймиева, Болгар обогатился новыми постройками — памятным знаком в честь принятия ислама, с хранящимся в нём самым большим в мире Кораном, комплексом речного вокзала, совмещенным с музеем болгарской цивилизации, комплексом Музея хлеба, действующей мечетью для современных паломников, музеем «Дом лекаря», палаточным городком для туристов и паломников и др. Самостоятельный осмотр Болгара можно начать с посещения музея, затем посетить комплекс зданий в районе руин соборной мечети с Большим минаретом и затем, следуя карте, — малый минарет с Черной палатой, после осмотреть комплекс Музея хлеба. В северной части городища находятся остатки Соборной мечети, первого и единственного сохранившегося архитектурного сооружения раннезолотоордынского периода, — руины стен, угловых башен, оснований портала и фундаменты колонн. С Большого минарета мечети открывается прекрасный вид на городище, безбрежное водное пространство Волги и зеленые луга с перелесками. Ко второй половине XIV в. относится строительство целого комплекса мавзолеев на кладбище в юго-восточной части города, образовавших с Малым минаретом и мечетью мемориальный ансамбль. Минарет поставлен, согласно преданиям, на месте захоронения «святых» булгар, первых проповедников ислама. Рядом с Малым минаретом находится памятник архитектуры XIV в. — Ханская усыпальница. В 2011 году рядом с Малым минаретом был установлен мемориальный памятный знак святым сахабам. Большой интерес среди булгарских памятников архитектуры представляет так называемая Черная палата, построенная в середине XIV века предположительно как ханское судилище. Именно с этим зданием связаны поздние татарские легенды о том, как здесь спаслась, вознеслась на небо, поднявшись среди огня и дыма горящего здания, младшая прекрасная и добродетельная дочь булгарского хана Абдуллаха, на государство которого шел своим карательным походом в 1361 г., безжалостно разрушая город, золотоордынский хан Булат-Тимур. Особым великолепием отличались болгарские усыпальницы-мавзолеи. Они представлены двумя памятниками — Восточным и Северным мавзолеями, частично сохранившимися в центре средневекового города Болгара, находящимися в архитектурном единстве с комплексом Соборной мечети и Большого минарета. В Волжской Булгарии, на северной окраине мусульманского мира, эпиграфика достигла своего расцвета в конце XIII – начале XIV вв. Намогильные памятники ставили только на погребениях состоятельных людей, правящей верхушки, военной и торговой аристократии, служителей культа. Из сохранившихся эпиграфических памятников самый ранний датирован 1271 г., найден он на развалинах Болгара. В настоящее время известно более 150 эпиграфических памятников с Болгарского городища. Обязательной принадлежностью болгарского мусульманского города были бани, которые играли в его культуре роль не только гигиенического учреждения, но и своеобразного общественного места. У подножия городского холма, северного спуска к Волге, была построена так называемая Красная палата, вероятно главная городская баня XIV в. В противоположной, южной части города, где некогда находились аристократические кварталы, была возведена другая баня Белая палата, руины которой возвышались до 1860-х гг. и были зарисованы художниками XVIII–XIX вв. В начале XIV века, ставшего периодом расцвета Болгара, была построена новая мощная оборонительная линия, окружавшая не только центральную часть города, но и большинство торгово-ремесленных посадов. Строители умело сочетали построенные сооружения с естественными природными оврагами, системой озер, вода из которых отводилась для заполнения обводного рва. Перед рвом снаружи были установлены в четыре ряда надолбы — заостренные колья, вбитые в землю. Деревянная стена толщиной до двух метров шла по гребню вала. Город имел три въезда с воротами: южный, восточный и западный. Их следы сохранились в виде широких проемов-проездов. Главным из них считается южный въезд, известный как Малый городок. Этот архитектурный комплекс был вынесен за пределы основного вала городища, но связан с городскими укреплениями. |